Второе начало термодинамики. Почему мы себя не любим.
Хочу продолжить разговор, начатый в прошлой статье - об открытости. О
том, насколько это важно для каждого человека.
Чем хорош форум (www.forum.faleev.com
),
так это тем, что там возникают неожиданные, но очень правильные и
интересные вопросы.
И один из таких интересных вопросов, возникших на форуме - почему мы
себя не любим
.
Это принципиально важный вопрос, от которого очень многое зависит.
Итак, почему мы себя не любим?
И ответ на этот вопрос дает второе начало термодинамики: чем выше
закрытость системы, тем выше энтропия (хаос). Любое отрицательное,
негативное чувство, возникающее у нас к самим себе (в т.ч. нелюбовь к
себе), возникает из-за нашей закрытости. В данном случае закрытости от
самого себя.
Для того, чтобы пояснить эту мысль я хочу рассказать один эпизод,
описанный в Евангелии от Луки.
Однажды Иисус со своими учениками переплывал в лодке через озеро. Иисус
уснул, и как раз в это время начался шторм. Ученики испугались и стали
молить Учителя о спасении.
Тот проснулся от глубокого сна, остановил ветер и успокоил волны.
Наступила тишина.
"Где же вера ваша?..." - спросил Иисус глядя на учеников.
А они молчали, не отвечали. Лишь перешептывались друг с другом: "Кто же
это такой, что ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?".
Наутро Иисус с учениками сошли на берег и увидели там человека -
обнаженного, безумного, жившего, как говорит Библия - не в доме, а в гробах.
Юродивый упал к ногам Иисуса:
"Что Тебе до меня, Сын Бога? За что Ты мучишь меня?"
И тут Иисус увидел, что в этом человеке бесы.
"Как имя твое?" - спросил Иисус.
"Легион", - ответил Ему тот, потому что бесов в нем было много.
И Иисус изгнал их. Бесы вселились в свиней, после чего свиньи бросились
с обрыва в воду и потонули.
Сделав это, Иисус пошел к лодке, чтобы отплыть.
"Иисус, возьми меня с собой!" - попросил бывший юродивый, который стал
теперь здоровым и счастливым.
Иисус улыбнулся и сказал: "Нет. Возвратись в свой дом и расскажи всем,
что сотворил тебе Бог".
И этот человек пошел проповедовать.
Вот такая история, которая имеет очень глубокий смысл, непосредственно
относящийся к нашей теме.
Апостолы, плывшие с Иисусом в лодке, не понимают Его, не верят в Него
(они поверят позже - только после Его воскрешения).
Все они - хорошие люди. Но они не открыты перед собой. Их беда в том,
что они *ХОТЯТ* быть хорошими. А чтобы увидеть Бога, не нужно быть
хорошим, нужно быть *ЧЕСТНЫМ*, *ОТКРЫТЫМ* перед самим собой.
"Где же вера ваша?..." - говорит им Иисус.
Иисус удивляется - разве можно быть в одной лодке с Богом и бояться
смерти?! Но они были, и, тем не менее, боялись.
А вот на берегу их встречает юродивый, который ничего не знает об
Иисусе. И еще он, как сейчас говорят, "плохой парень" - в нем бесы.
Но он узнает Христа и говорит ему правду. Правду о себе.
"Как твое имя?" - спрашивает Иисус.
И тот отвечает: "Легион".
И это чистая правда человека о самом себе. В нем много бесов, они его
мучают и терзают.
Но он не сдается, не молит о пощаде. Он лишь спрашивает - что я сделал
не так, Иисус, за что меня мучают бесы?
Что на это отвечает Иисус?
Ничего!
Иисус не начинает читать нравоучительную проповедь, не бросается в
объяснение причин и следствий, не сыплет проклятиями и пророчествами.
* Иисусу достаточно было одного этого признания, этой честности.*
"Как имя твое?" - спрашивает Иисус.
"Легион" - отвечает Ему человек.
И Он - Господь - изгоняет из нечестивого бесов.
Потому что бесы есть в каждом из нас. Они есть в нас, живущих спустя
2000 лет после написания этой истории. Они были в этом юродивом. Они
были и в апостолах.
Бесы - это наши слабости, эгоизм, жажда власти, удовольствий, зависть и т.д.
Они в той или иной степени есть в каждом.
И вот Иисус изгоняет этих бесов, бесы падают в бездну с диким ревом и
криком. А человек, бывший до этого их пристанищем, "сидит у ног Иисуса"
- именно так сказано в Евангелии.
"Иисус, возьми меня с собой!" - просит он.
А Бог улыбается и отвечает:
"Нет. Возвратись в свой дом и расскажи всем, что сотворил тебе Бог".
* Это очень важное место! Принципиально важное!*
Человек, который верит в Господа всем сердцем, всей душой, просит Его.
А Господь отвечает: "Нет".
Человек просит Его "Возьми меня с собой".
И Христос отвечает: "Нет".
* Что заставляет Иисуса отвечать этому человеку отказом?*
Христос говорит "Нет" потому, что знает - Господь и так уже с ним - с
этим человеком!
Поэтому у него для этого человека другое задание - он и посылает его
проповедовать о Боге, нести Бога другим людям.
Ученики Иисуса (апостолы) все еще колеблются. Они еще хотят казаться
правильными и хорошими, без бесов, и в результате потом еще трижды
отрекутся от Него.
А этот человек, сказавший всего лишь *ПРАВДУ* о самом себе, не
сомневается, не прячется и не ищет защиты. И Бог (Жизнь) уже с ним, уже
в нем.
Именно этот человек, который честно признал в себе наличие бесов, и стал
первым проповедником Христа. Этот человек не хотел выглядеть хорошим и
правильным. Он был честен и открыт перед собой. И поэтому обрел в душе
Бога (Жизнь).
Итак, теперь мы можем ответить на вопрос "Почему мы себя не любим".
Мы себя не любим, потому что не открыты перед собой. Мы не честны с
собой. Мы хотим казаться сами себе хорошими.
Но себя не обманешь - мы же все про себя знаем. И вот этот самообман,
это противоречие между тем, что мы *ЕСТЬ* на самом деле и тем, чем хотим
*КАЗАТЬСЯ*, и заставляет нас себя не любить.
Мы пытаемся закрыться от себя. А как это следует из второго начала
термодинамики, закрытые системы саморазрушаются.
Поэтому первый шаг к любви к себе, первый шаг к Жизни - признать в себе
наличие "легиона бесов", открыться для самих себя, перестать быть
закрытой системой.
И тогда и нам Жизнь скажет: "Возвратись в свой дом и расскажи всем, что
сотворил тебе Бог". И мы возвратимся в свой дом, к самим себе, к себе
настоящим, а не придуманным.
copyright © Алексей Фалеев