Второе начало термодинамики. Почему мы себя не любим.

Хочу продолжить разговор, начатый в прошлой статье - об открытости. О том, насколько это важно для каждого человека. Чем хорош форум (www.forum.faleev.com ), так это тем, что там возникают неожиданные, но очень правильные и интересные вопросы. И один из таких интересных вопросов, возникших на форуме - почему мы себя не любим . Это принципиально важный вопрос, от которого очень многое зависит. Итак, почему мы себя не любим? И ответ на этот вопрос дает второе начало термодинамики: чем выше закрытость системы, тем выше энтропия (хаос). Любое отрицательное, негативное чувство, возникающее у нас к самим себе (в т.ч. нелюбовь к себе), возникает из-за нашей закрытости. В данном случае закрытости от самого себя. Для того, чтобы пояснить эту мысль я хочу рассказать один эпизод, описанный в Евангелии от Луки. Однажды Иисус со своими учениками переплывал в лодке через озеро. Иисус уснул, и как раз в это время начался шторм. Ученики испугались и стали молить Учителя о спасении. Тот проснулся от глубокого сна, остановил ветер и успокоил волны. Наступила тишина. "Где же вера ваша?..." - спросил Иисус глядя на учеников. А они молчали, не отвечали. Лишь перешептывались друг с другом: "Кто же это такой, что ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?". Наутро Иисус с учениками сошли на берег и увидели там человека - обнаженного, безумного, жившего, как говорит Библия - не в доме, а в гробах. Юродивый упал к ногам Иисуса: "Что Тебе до меня, Сын Бога? За что Ты мучишь меня?" И тут Иисус увидел, что в этом человеке бесы. "Как имя твое?" - спросил Иисус. "Легион", - ответил Ему тот, потому что бесов в нем было много. И Иисус изгнал их. Бесы вселились в свиней, после чего свиньи бросились с обрыва в воду и потонули. Сделав это, Иисус пошел к лодке, чтобы отплыть. "Иисус, возьми меня с собой!" - попросил бывший юродивый, который стал теперь здоровым и счастливым. Иисус улыбнулся и сказал: "Нет. Возвратись в свой дом и расскажи всем, что сотворил тебе Бог". И этот человек пошел проповедовать. Вот такая история, которая имеет очень глубокий смысл, непосредственно относящийся к нашей теме. Апостолы, плывшие с Иисусом в лодке, не понимают Его, не верят в Него (они поверят позже - только после Его воскрешения). Все они - хорошие люди. Но они не открыты перед собой. Их беда в том, что они *ХОТЯТ* быть хорошими. А чтобы увидеть Бога, не нужно быть хорошим, нужно быть *ЧЕСТНЫМ*, *ОТКРЫТЫМ* перед самим собой. "Где же вера ваша?..." - говорит им Иисус. Иисус удивляется - разве можно быть в одной лодке с Богом и бояться смерти?! Но они были, и, тем не менее, боялись. А вот на берегу их встречает юродивый, который ничего не знает об Иисусе. И еще он, как сейчас говорят, "плохой парень" - в нем бесы. Но он узнает Христа и говорит ему правду. Правду о себе. "Как твое имя?" - спрашивает Иисус. И тот отвечает: "Легион". И это чистая правда человека о самом себе. В нем много бесов, они его мучают и терзают. Но он не сдается, не молит о пощаде. Он лишь спрашивает - что я сделал не так, Иисус, за что меня мучают бесы? Что на это отвечает Иисус? Ничего! Иисус не начинает читать нравоучительную проповедь, не бросается в объяснение причин и следствий, не сыплет проклятиями и пророчествами. * Иисусу достаточно было одного этого признания, этой честности.* "Как имя твое?" - спрашивает Иисус. "Легион" - отвечает Ему человек. И Он - Господь - изгоняет из нечестивого бесов. Потому что бесы есть в каждом из нас. Они есть в нас, живущих спустя 2000 лет после написания этой истории. Они были в этом юродивом. Они были и в апостолах. Бесы - это наши слабости, эгоизм, жажда власти, удовольствий, зависть и т.д. Они в той или иной степени есть в каждом. И вот Иисус изгоняет этих бесов, бесы падают в бездну с диким ревом и криком. А человек, бывший до этого их пристанищем, "сидит у ног Иисуса" - именно так сказано в Евангелии. "Иисус, возьми меня с собой!" - просит он. А Бог улыбается и отвечает: "Нет. Возвратись в свой дом и расскажи всем, что сотворил тебе Бог". * Это очень важное место! Принципиально важное!* Человек, который верит в Господа всем сердцем, всей душой, просит Его. А Господь отвечает: "Нет". Человек просит Его "Возьми меня с собой". И Христос отвечает: "Нет". * Что заставляет Иисуса отвечать этому человеку отказом?* Христос говорит "Нет" потому, что знает - Господь и так уже с ним - с этим человеком! Поэтому у него для этого человека другое задание - он и посылает его проповедовать о Боге, нести Бога другим людям. Ученики Иисуса (апостолы) все еще колеблются. Они еще хотят казаться правильными и хорошими, без бесов, и в результате потом еще трижды отрекутся от Него. А этот человек, сказавший всего лишь *ПРАВДУ* о самом себе, не сомневается, не прячется и не ищет защиты. И Бог (Жизнь) уже с ним, уже в нем. Именно этот человек, который честно признал в себе наличие бесов, и стал первым проповедником Христа. Этот человек не хотел выглядеть хорошим и правильным. Он был честен и открыт перед собой. И поэтому обрел в душе Бога (Жизнь). Итак, теперь мы можем ответить на вопрос "Почему мы себя не любим". Мы себя не любим, потому что не открыты перед собой. Мы не честны с собой. Мы хотим казаться сами себе хорошими. Но себя не обманешь - мы же все про себя знаем. И вот этот самообман, это противоречие между тем, что мы *ЕСТЬ* на самом деле и тем, чем хотим *КАЗАТЬСЯ*, и заставляет нас себя не любить. Мы пытаемся закрыться от себя. А как это следует из второго начала термодинамики, закрытые системы саморазрушаются. Поэтому первый шаг к любви к себе, первый шаг к Жизни - признать в себе наличие "легиона бесов", открыться для самих себя, перестать быть закрытой системой. И тогда и нам Жизнь скажет: "Возвратись в свой дом и расскажи всем, что сотворил тебе Бог". И мы возвратимся в свой дом, к самим себе, к себе настоящим, а не придуманным. copyright © Алексей Фалеев